ЭХ, ДОРОГИ... Аркадий Вайслейб, преподаватель вождения и лектор курсов ГАИ Израиля, продолжает свой рассказ... О РЕМНЯХ БЕЗОПАСНОСТИ - Вопрос, актуальный почти для всех водителей: как правильно везти детей? - Перевозка детей до четырёх лет без специального приспособления, в котором ребёнок зафиксирован, пристёгнут - запрещена. - Это креслице, что ли, имеется в виду? - Да, креслице. Для младенцев его укрепляют на переднем сидении, ребёнок лежит головкой вперёд, а для ребятишек постарше креслице устанавливается на заднем сидении, и ребёнок в нём тоже обязательно пристёгнут. - Объясни мне, пожалуйста: всегда считалось, что на заднем сидении ехать безопаснее. Почему же младенцев кладут на переднее сидение, и именно головкой по ходу движения? - А это просто для того, чтобы мама видела, что происходит с её малышом. - Но всё-таки на заднем сиденье безопасней? - Безопаснее на заднем, но, если мама будет всё время поворачиваться назад, это будет совсем-совсем небезопасно. - Подожди, но если ребёнку, скажем, два года, - мама всё равно будет оборачиваться? - Будем считать твой вопрос риторическим... На самом деле, разумеется, сзади безопасней, и поэтому дети до 14 лет обязаны сидеть на заднем сидении, а не на переднем. - Вне зависимости от габаритов? - Если ребёнок достаточно высокий, и ремень безопасности ему по росту, то можно и на переднем. - Это - твоё личное мнение, или?.. - Ну да, ты непременно хочешь сделать, чтобы потом кто-то говорил: "А вот Арик в интервью сказал..." А система очень проста. В правилах написано: "Ребёнок не имеет права сидеть на переднем сиденье, за исключением случаев, когда он находится в подходящем для его возраста и веса специальном приспособлении, оборудованном ремнём безопасности". А как это выражение понимает каждый конкретный полицейский... - Между прочим, стоило бы поговорить не только о перевозке детей, что, собственно, является частным случаем, сколько вообще - о ремнях безопасности. Потому что, зачастую, когда я прошу пассажиров на заднем сиденье пристегнуться, то слышу недоуменное: "А разве надо?" - Это такое достаточно распространённое заблуждение, что впереди нужно пристёгиваться, а сзади - необязательно. Это не так, и так никогда не было. Для полиции совершенно безразлично, где сидит непристёгнутый пассажир, или это вообще не пассажир, а водитель. Она штрафует нас одинаково. Причём, кроме того, что штрафуют самого пассажира, штрафуют ещё и водителя - за то, что в его машине едет непристёгнутый пассажир. - Ага, значит, если у меня в машине кто-то не пристегнётся, я скажу: "Ладно, готовьте 500 шекелей - и можете не пристёгиваться"? - Да? А что со штрафными очками, которые остаются за тобой? Но эти законы ведь существуют не для того, чтобы нас оштрафовать, а чтобы нас оберегать. Я много раз слышал такое: вот, из-за ремней безопасности в каком-то сгоревшем автомобиле человек пострадал; если бы он не был привязан, то успел бы вовремя выскочить. Но такие случаи единичны, а скольким сотням тысяч людей ремни спасли жизнь - не идёт ни в какое сравнение. - Тогда объясни мне, пожалуйста, почему в такси в городе на заднем сидении можно не пристёгиваться? - Есть такое послабление, действительно. Считается, что в городе скорости небольшие. Лично я с этим не согласен, потому что разрешённая скорость в городе - 50 км/час, при этом не секрет, что все мы ездим быстрее. Но даже если на скорости в 50 км/час встретятся два автомобиля, то это уже - 100 км/час. Да неужели же ты, сидя в машине, на скорости в 100 км/час идушей на стену, не застегнёшь ремень? Ну, так, на всякий случай... О СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНАХ - Ну, не бич ли это наш - разговоры по телефону за рулём? - Моё личное мнение, что, даже когда мы разговариваем через "дибурит" так называемый, переговорное устройство - это всё равно отвлекает от дороги. Начинаешь напрягаться и представлять выражение лица собеседника, которого не видишь. А уж когда ты держишь телефон... Знаешь, 500 шекелей, которые платит говорящий (плюс штрафные очки) - это минимальное наказание, которое можно получить. Потому что тут весьма вероятна авария. - Вообще то, по-моему, эти 500 шекелей нужно забирать в пользу окружающих водителей. Потому что ехать за машиной, которая вдруг начинает как-то по-крабьи двигаться боком, удовольствие среднее и испытание для нервов немалое... О СКОРОСТИ, И НЕ ТОЛЬКО... - Это у нас больной вопрос... - Больной, больной... Опять-таки, тут есть вероятность нескольких нарушений и, соответственно, штрафов. Начнём со скоростного режима. Все мы его нарушаем... Но при этом надо знать, что превышение на не более, чем 20 км/час в городе (а положено в городе - 50 км/час) и не более, чем на 25 км/час за городом (а там разрешается, в зависимости от дороги, 80 - 100 км/час) наказывается штрафом в 250 шек. Если мы превышаем скорость на 21- 31 км/час в городе и 26 - 40 км/час за городом - это удовольствие нам обойдётся в 750 шек. Если превышение больше, то у водителя на месте забирают права на месяц... - И выдают взамен права на вождение самолёта... - Низко летящего самолёта. - Существует такое водительское поверье, что если превышаешь скорость не более, чем на 10 км/час, то ничего за это не будет, и что вообще на такие мелочи никто не обращает внимание. Это правда? - Как говорится, нет дыма без огня. Существует инструкция для полицейских настраивать радары таким образом, чтобы в случае, когда автомобиль превышает разрешённую скорость на незначительную величину, их не останавливать и не наказывать. Но, во-первых, я лично эту инструкцию не читал, это - внутреннее дело полицейских, и завтра, а то и сегодня, всё может измениться. Во-вторых, опять-таки, всё зависит от конкретного человека. Я своими глазами видел штраф, выписанный водителю за то, что он в городе, где допустимая скорость была 50 км/час, ехал со скоростью 53 км/час. - Полицейский был в плохом настроении? - Этот полицейский был просто идиотом, но факт остаётся фактом. И заранее нужно знать, что и радар, и спидометр твоей машины - очень и очень неточные приборы, и поэтому при виде полицейского стоит, пожалуй, притормозить. По возможности...если он не увидел тебя раньше. Кстати, существуют радары, установленные на полицейских машинах, идущих тебе навстречу... - Министр транспорта Либерман в своих последних выступлениях постоянно говорит, что основная причина аварий на дорогах - это превышение скорости, и именно на болрьбу с этим будут брошены основные силы. Вплоть до того, что у злостных нарушителей будут на месте конфисковывать машину. Действительно ли только высокая скорость чаще всего является причиной транспортных происшествий? Разве слишком маленькая скорость не может точно так же привести к аварии? - Автомобиль, движущийся вне потока, мешает всему потоку. Он создаёт нервозность. Так что для безопасности движения нет смысла ездить медленнее, чем остальные, и медленнее, чем нам это диктуют законы о скорости. - Получается, что самое безопасное - это двигаться со скоростью потока? - На самом деле - да. - И если скорость потока несколько выше разрешённой, а ты едешь со скоростью разрешённой, то ты создаёшь опасность всем остальным? - К сожалению, да. - Когда я еду по трассе, то иногда с удивлением ловлю себя на том, что у меня нет претензий к тем, кто едет очень-очень быстро, если они делают это - аккуратно. Они мне не мешают, если так чисто проходят между машинами, что не вынуждают меня изменить скорость или направление моего движения. С другой стороны, те, кто едут с допустимой скоростью, зачастую неуклюже перестраиваются, или не включают сигнал поворота... - Или не соблюдают дистанцию. На самом деле причина, чаще всего приводящая к аварии - несоблюдение дистанции. Это то, что мы все делаем. Мы не соблюдаем дистанцию, ни во время остановок бампер в бампер, ни во время движения. - А как правильно останавливаться? - В Израиле принято, что правильная дистанция даёт возможность полностью видеть колёса передней машины. И на самом деле, правильная дистанция должна быть такой, что, если впереди идущий автомобиль вдруг остановился совсем - застрял, - то у тебя должна быть возможность его объехать. То есть, это где-то 2 метра. - Это нереально. - Нереально. А не мешало бы. Но было бы правильно, чтобы дистанцию держали все. Дистанцию же при движении в Израиле измеряют очень интересно, не на метры, а на секунды. Растояние между автомобилями должно быть в 2 секунды. Как это замерить? Отметить какой-то неподвижный предмет, зафиксировать момент проезда мимо него впереди идущей машины, и отсчитать: "Двадцать один, двадцать два". Успел досчитать - всё в порядке. Надо помнить очень простую вещь: если ты не соблюдаешь дистанцию, то быстрее от этого всё равно не приедешь. А можешь, не дай бог, и не доехать. А самая главная причина аварий - это, как бы помягче выразиться, наше отношение, наше... - Хамство? - А это ты сказала! Точно, хамство между водителями. Когда сидящий за рулём автомобиля движется, как будто он один во Вселенной, без всякого соотношения с водителями других машин, с их скоростью, с их положением на дороге. Это - самое страшное. Но Либерман тоже в чём-то прав. В чём? Когда наше хамство накладывается на отсутствие дистанции и на большую скорость, то всё это вместе действительно приводит к аварии. - Мы ещё не коснулись случаев, когда водитель ехал с разрешённой скоростью, но всё же произошла авария, и суд выносит определение,что скорость была избыточной. Что это значит? - В основном речь тут идёт об авариях, произошедших в городе, где видимость часто ограничена. Человек может просто не среагировать на выбежавшего ребёнка, на внезапно появившийся автомобиль, и в Израиле существует термин: "нормальная скорость", "меирут свира". Она может быть очень и очень мала. На перекрёстке, где видимость плохая - буквально до 10 км/час. Повторяю и подчёркиваю - ДО. А в узких местах, где из-за каждого грузовика или автобуса может выйти пешеход, или, не дай бог, ребёнок, скорость безусловно должна быть мала. И те водители, которые считают, что, если они движутся со скоростью 50 км/час или даже меньше, и считают, что они выполняют требования правил дорожного движения, ошибаются, причём ошибаются очень жестоко. - Так что же, это субъективно? - К сожалению, очень легко проверяется "меирут свира". Если случилось ДТП, то "меирут" была не "свира". Впрочем, можно попробовать разобраться и до этого. Как? Очень просто: если зона твоей видимости не превышает твой остановочный путь, то это плохо. С надеждой на то, что даже в Год обезьяны водители будут вести себя на дорогах по-человечески, Зоя Брук
|