ВыходВход

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [5]

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 17

Каталог статей
Вы вошли как Гость

» Статьи » Мои статьи

ДОРОГИ
ЭХ, ДОРОГИ...
Как любой среднестатистический, в меру дисциплинированный водитель, проездивший какое-то время без недоразумений с дорожной полицией, я считала, что неплохо, в общем, знаю правила дорожного движения. И вдруг с некоторым испугом выяснила, что кое-какие совершенно, с моей точки зрения, невинные действия на дороге, оказывается, чреваты штрафами, и немалыми.
Чтобы разобраться, наконец-то, во всех этих сложностях с тем, чтобы с нового года начать новую, безгрешную жизнь, я обратилась вновь к моему собеседнику из Нетании, преподавателю вождения и лектору курсов повышения квалификации водителей при Госавтоинспекции Израиля Аркадию Вайслейбу. Беседа получилась долгой, и для удобства читателя я позволила себе разбить её на несколько частей.

Часть I, почти теоретическая
- Законы Израиля вообще, и правила дорожного движения в частности, очень сложно создавались и создаются. Когда англичане в 1917 году получили мандат на управление этой страной, то многие законы бывшей Оттоманской империи остались.
- Но ведь до 1917 г. максимум, что они могли регулировать - это правила движения ослов и верблюдов?
- Это не играет роли. Законы остались, в том числе и законы, связанные с движением, с дорогами. Но, кроме этого, начали действовать в дополнение к ним законы английского мандата. Они не отменили законы турецкие, а наложились на них. Позднее, в момент образования государства Израиль, на основе предыдущих законов начали строиться новые. Этот процесс продолжается по сей день.
Кроме того, что существуют законы, существуют ещё и подзаконные акты, которые могут издаваться министрами. Министров много. Если говорить о законах, связанных с автотранспортом, то это, разумеется, министр транспорта. Кроме него, это министры инфраструктуры, здравоохранения, экологии. Наверное, я кого-то тут пропустил. Видимо, и министерство обороны что-то привносит.
Но и этого мало. Существуют ещё различные ведомства, которые вправе выпускать инструкции, которые такжё являются обязательными. Первое, конечно, - это "мисрад ха-решуй", или Госавтоинспекция. Надо подчеркнуть, что, в отличие от нашей предыдущей родины, здесь Госавтоинспекция не входит в состав Министерства внутренних дел, но подчиняется Министерству транспорта, это его регистрационно-экзаменационный отдел. Те, кто там работают, не являются полицейскими. И это, на самом деле, правильно.
Есть ещё ведомство, которое отвечает за установку всех дорожных знаков во всех городах. Я даже не знаю, кому оно подчиняется, логично предположить, что Министерству транспорта, но абсолютно точно, что не Госавтоинспекции.
Даже городские муниципалитеты могут вносить свои поправки по поводу того, где можно, где нельзя ставить машины.
Какие-то медицинские учреждения также имеют право на выпуск инструкций, имеющих силу закона, например "Махон арци ле-бриют" - по поводу ограничений по здоровью у водителей.
Итак, у нас уже имеются несколько таких своеобразных слоёв законов, но есть ещё одна инстанция. Это суд. Решение суда для последующих разбирательств имеет силу прецедента.
- Ещё одно наследие британского мандата - прецедентное право?
- Да, это английская прецедентная система. В начале разбирательства какого-то очень сложного случая ищут подходящие законы. Если они могут толковаться двояко - а у нас практически все законы могут толковаться двояко (я несколько раз давал толковым профессиональным преподавателям иврита неясные для меня абзацы, и спрашивал: так что тут - да, или нет, можно, или нельзя; ни разу никто из них не смог ответить мне однозначно) - то данный случай рассматривают суды всё более и более высоких инстанций, вплоть до Высшего суда справедливости, БАГАЦа. Суды пытаются найти прецедент, по которому уже выносилось судебное решение. Если не находят, поднимают законы нижнего пласта и ищут в них. Это всё очень непросто. И каждый раз дело может повернуться по-другому, в зависимости от того, на какие нюансы сделан упор.
- А на кого возложен контроль за выполнением всех этих законов, постановлений, ограничений и инструкций?
- Существует дорожная полиция и полиция вообще. Кстати, дорожная полиция в Израиле - молодое образование. Когда я приехал сюда в 1989 г., такого понятия просто не существовало.
- Не из-за нас ввели?
- В какой-то степени. А последнее слово, конечно, всегда остаётся за судом. Был очень интересный случай - на какое-то предприятие забрались воры, а когда хозяин вернулся, они спрятались в гараже. Ставя машину задним ходом и не подозревая о присутствии там людей, хозяин задавил воров насмерть. На суде разбирался вопрос: является ли это дорожно-транспортным происшествием или несчастным случаем на производстве? Ведь гараж - это не дорога? Дело дошло до БАГАЦа, который вынужден был давать определение: что такое, собственно, дорога. И, кстати, принял решение, что дорогой является любое место, по которому возможно движение автотранспортного средства - автотрасса, просёлок, магазин, дюны, всё - в том числе, и гараж. Так что хозяина судили за ДТП, а в Израиле в ДТП водитель всегда виноват.
Вот, скажем, ещё один случай, совсем недавний. Водитель стоял на красном сигнале светофора. Свет поменялся на зелёный, он поехал через перекрёсток. На выезде с перекрёстка был пешеходный переход, и для пешеходов, естественно, горел красный свет, и все мирно стояли. Когда водитель подъехал, один из мирно стоявших до того пешеходов вдруг решил пойти. У водителя не было никаких шансов остановиться, хоть скорость была небольшая. И суд решил, что водитель виноват - он должен был предвидеть, что кто-нибудь из этих пешеходов таки-пойдёт на красный сигнал светофора. Итак, по решению наших израильских судов, в 99,9% виноваты водители, и это надо всегда помнить. Даже если пешеход идёт через улицу по диагонали, на красный свет, или вообще вне всякого перехода, да ещё и говорит что-нибудь нелестное о водителях, которые имеют наглость ездить по проезжей части - всё равно его нужно пропускать... Не уверен, что это - правильно, но это - то, что есть.
- А где все эти правила и законы можно прочитать?
- Полного свода законов, касающихся дорожного движения, не существует. Есть две фирмы, две адвокатских конторы, которые выпускают так называемый "Угдан" - сборник законов. Его имеют все автошколы, Госавтоинспекция, и, возможно, суды. Но он никогда не выходил в виде книжки. Это такая большая папка-скоросшиватель, каждый листочек в которой отделен от других. Периодически выпускается новый "Угдан". В течение года периодически издатели его рассылают изменения и дополнения. Тот, кто пробрёл сборник, автоматически становится адресатом этих дополнений, это своего рода абонемент. Адресат получает по почте пакет с уже продырявленными листочками и с инструкцией: данный листок вложить в папку вместо странички с номером таким-то; или: данный листок является дополнением с странице такой-то, и должен быть подшит вместе с ней. Это живой процесс, который никогда не прекращается. В каждой автошколе есть подобный "Угдан", и при возникновении сложных вопросов можно в него заглянуть.
Что касается остального населения, то для него выпускаются книжки разных авторов. Это не сами правила, а их интерпретация данным конкретным автором, то что он, автор, думает по поводу того или иного раздела правил. На мой взгляд, самый толковый из этих этих сборников - тот, который выпускает Давид Яхин. Это единственный мною встреченный человек, который действительно знает правила дорожного движения Израиля.
- А остальные толкуют...
- Все толкуют. Но знаешь, я был на множестве курсов - преподавателей вождения, лекторов по правилам дорожного движения, повышения квалификации. Я встречал людей, преподающих правила дорожного движения для учителей вождения - и из всех них только он один, по моему ощущению, знает эти правила. И мне повезло, что я слышал их изложение из уст знающего и понимающего человека. Каждый год выходит новый его сборник - на иврите. Ещё 6-7 лет назад он переводился и на русский, теперь, к сожалению, нет.
- Ну что же, переходим к каким-то конкретным вещам. За нарушения правил (которые, как выяснилось, никто толком не знает) полагается штраф...
- Точно. И с 1 октября 2002 г. - то есть, год с копейками тому назад - система штрафов была реорганизована. Изменился подход. Если до этого у нас было 15 уровней штрафов (от 40 до 1500 шек.), то теперь - всего 5 (от 100 до 1000 шек.). Сразу хочется подчеркнуть, что штрафов стало меньше, и маскимальная сумма их уменьшилась, но это отнюдь не значит, что "жить стало лучше, жить стало веселей". Просто за нарушение более серьёзное тебя сразу отправят в суд.
Существует так называемый перечень, где указано, за нарушение каких пунктов закона полиция и судебные органы штрафует тем или иным образом.
Надо иметь в виду, что одно и то же нарушение можно трактовать по-разному. Например, за разворот в неположенном месте тебя просто оштрафуют, а могут и написать, что был совершён разворот, "подвергающий опасности других участников движения", и тут уже полицейский может на месте отобрать права на месяц и направить дело в суд, где будут уже совсем, совсем другие наказания...

на этой оптимистической ноте мы сегодня остановимся:
продолжение следует.

Впрочем, учитывая, что этот номер газеты выходит в канун Нового года, предлагаем Вашему вниманию актуальный отрывок из
части II, практической:
АЛКОГОЛЬ
- В прошлый Новый год я выезжал из Цорана, и там на дороге стояла патрульная машина, которая останавливала водителей для проверки. Нужно иметь в виду, что в отличие от законов нашей бывшей страны, где вообще запрещалось употребление алкоголя, то здесь нам это разрешают. Сколько разрешают? На 70-80 кг. веса - две "маны", две дозы напитков в течение одного часа.
- Доза - это что? Кто-то пьёт рюмками, кто-то - тазами...
- Это рюмка водки - 30-40 грамм; полстакана вина - 100 мг.; баночка пива. Можно выпить две такие дозы. При этом надо учитывать, что с течением времени концентрация алкоголя в крови снижается. Так что в долгом застолье, в принципе, можно себе позволить даже три дозы. Концентрацию алкоголя проверяют либо в крови, либо в моче, причём она должна быть ниже 0,5%. Это то, что разрешено законом.
Но есть две важные вещи. Первая - то, что мы пьём больше. К сожалению...
- Ну что, сказать с особым ударением: МЫ пьём больше?
- Скажи. Вторая вещь - даже одна баночка пива- не две, нам разрешённые, а одна - меняет взгляд водителя на ситуацию на дороге. И реакцию меняет очень и очень сильно. Как бы Израиль нам разрешает, но каждый из нас должен знать, что даже одна доза алкоголя - особенно если было выпито что-то газированное, например, шампанское или пиво; или, скажем, рюмка водки с бокалом пива; или любой коктейль с большим количеством сахара - усиленно действует на наш организм. Я уже не говорю о случае, в котором всё это накладывается на какое-нибудь лекарство, любое, даже самое безобидное - акамоль, например. Выпил, скажем, с утра человек таблетку от головной боли... Это колоссально накладывается, сильнейшее воздействие. При этом человек знает, что он выпил только одну рюмку, а про таблетку, от которой его качает, он уже забыл.
Итак, подведём итог. Выпить немножко нам разрешается? - Разрешается. Ведём ли мы себя после этого хуже на дороге? - Безусловно. И ещё одно: если, не дай бог, случается авария - нас обязательно проверят на алкоголь. И если он будет обнаружен - даже в количестве, не превышающем допустимое,- это будет отягчающим вину обстоятельством.
Засим - с Новым годом! И - удачи на дорогах!

Категория: Мои статьи | Добавил: Denius (2006-08-27) | Автор: --------
Просмотров: 889 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 

Бесплатный хостинг uCoz